Блог "Доверие Плюс"

Кто сидит на трубе?

31.12.2020

Новый год приносит не только радостные хлопоты, но и новости об очередном повышении тарифов на коммунальные услуги. По информации пресс-службы администрации города, максимальный рост тарифов может составить 9,5% для квартир без приборов учета, а минимальный – 6,3%.

Для большинства горожан услуги ЖКХ в 2021 г. подорожают не более чем на 8%. Но для многих граждан эти 8% весьма существенны, особенно если прибавить к ним общее повышение цен на товары и услуги. Уровень инфляции в стране за последние 12 месяцев, по данным Росстата, составил 4,42%. Рост тарифов на горячую воду и отопление в два раза выше инфляции объясняется наличием концессионного соглашения. Рост тарифов на горячую воду и отопление в 1,5 раза больше индексации пенсии. При этом повышение тарифа вовсе не гарантирует повышение качества коммунального ресурса. Так, например, одной из больных тем является качество поставляемой в многоквартирные дома горячей воды.

Критерии качества коммунальной услуги по ГВС:

  1. ГВС должно быть круглосуточным и бесперебойным.
    Но допускается перерыв не более:
    8 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
    4 часа единовременно;
    24 часа подряд – при аварии на тупиковой магистрали.
    В период ежегодных профилактических ремонтов отключение системы горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (СанПиН 2.1.4.2496-09 п.3.1.11).
  2. Температура подаваемой воды в точках водоразбора должна составлять от 60 до 75 °С (СанПиН 2.1.4.2496-09).
  3. Состав и свойства ГВС должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Отклонений не допускается.

Основная причина несоответствия температуры горячей воды – это вина теплоснабжающей организации, которая не догревает воду до установленных температурных режимов на тепловых пунктах. По закону, некачественная услуга компенсируется материально, надо только ее доказать. Вот в этом месте у собственников начинаются трудности.

Факт недогрева воды должен быть зафиксирован актом комиссии с присутствием представителей ресурсоснабжающей организации. Часто случается так, что в день работы комиссии в дом подается вода, соответствующая нормативам. Ресурсоснабжающие организации не признают свои ошибки и имеют большой штат квалифицированных юристов и инженеров. Управляющая компания может помочь собственникам только в том случае, если дом платит за коммунальный ресурс через нее.

Ситуация

В 2018 г. ООО «Городская УК» обратилось в Арбитражный суд УР с исковым заявлением с требованием обеспечить подачу горячей воды надлежащего качества в многоквартирный дом № 61 по ул. К. Либкнехта. Суд обязал ООО «УКС» исполнить требование до 31.10.2019 г. Но ООО «УКС» обратилось в суд с заявлением о предоствлении отсрочки до 30.09.2020 г. в связи с необходимостью прокладки и замены инженерных сетей и модернизации оборудования на ЦТП. Суд предоставил отсрочку до 15.07.2020 г.

15 июля 2020 г. ООО «УКС» обратилось с заявлением о признании решения суда по данному делу исполненным в полном объеме, поскольку к дому был проложен циркуляционный трубопровод. Определением Арбитражного суда УР от 13.08.2020 г. заявление ООО «УКС» удовлетворено.
Не согласившись, ООО «Городская УК» обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой об отмене судебного акта.
Городская УК предоставила документы, подтверждающие, что при замере температуры с участием представителей УКС вода подается  надлежащей температуры, что свидетельствует о возможности поставлять горячую воду надлежащего качества.

В то же время вне совместных проверок показания тепловычислителя фиксируют температуру ГВС ниже нормативной. То есть после   подведения к дому циркуляционного трубопровода температура горячей воды поднялась с 40 °С до 50 °С, а повысить до 60 °С  УКС ее не хочет.
Чтобы поднять температуру горячей воды в доме до 60 °С УКС должен затратить дополнительно около 5% тепловой энергии, а это более 30 млн. рублей. ООО «УКС» экономит эти деньги. Тогда как жители льют горячей воды на те же 5% больше и расходуют ее более чем на 30 млн. рублей больше, чем при температуре 60 °С.

Например, 22 сентября 2020 г. при замерах с предварительным предупреждением представителей УКС и их участием температура на вводе в МКД составляла 60 °С. Хотя днем ранее (21.09.2020 г.), согласно ведомости учета параметров теплопотребления, средняя температура составила только 48,79 °С.
На момент проверки УКС намеренно поднял температуру ГВС, и ее показатели, снятые автоматическим тепловычислителем, в среднем за час составили:

  • с 9 до 10 ч. – 42,22 °С;
  • с 10 до 11 ч. – 51,82 °С;
  • с 12 до 13 ч. – 62,76 °С.

    Специально установленный автоматический тепловычислитель дает более точную (почасовую) информацию, в отличие от ежемесячной ведомости учета параметров теплопотребления. Только при почасовом учете можно выявить недогрев ГВС

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, ссылаясь на то же самое действующее законодательство, делает отличный от суда первой инстанции вывод, что на момент рассмотрения судом первой инстанции заявления ООО «УКС» о признании решения суда исполненным была единичная фиксация надлежащей температуры ГВС, и решение суда об исполнении судебного акта было сделано преждевременно. 19 ноября 2020 г. Семнадцатый арбитражный суд отменил решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по указанному делу и направил его на новое рассмотрение.

Таким образом, мы видим, что ООО «УКС» имеет возможность подавать температуру ГВС надлежащего качества, но умышленно поднимает ее только на момент проведения проверки, а в остальное время в целях экономии дает горячую воду с заниженной температурой. Хотя точка в этом деле еще не поставлена, подобные дела есть и по другим домам, находящимся под управлением Городской УК.
Но в этой ситуации мы можем защитить права только тех собственников, которые оплачивают коммунальные услуги через управляющую компанию. Поэтому мы не рекомендуем жителям своих домов переходить на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Мнение жителей

Инесса Фоменко,
председатель совета дома ул.Коммунаров, 179
У вас настолько тепло в подъездах, что можно цветы поставить?
– Да, стало тепло, – улыбается Инесса Михайловна. – Благодаря ряду мероприятий, выполненных Городской управляющей компанией, за прошлый год выявилась экономия средств по отоплению 750 тыс. рублей и 172 тыс. рублей по горячей воде. Следовательно, у нас появилась возможность на эти деньги провести дополнительные работы в доме. Управляющая компания всегда готова к открытому диалогу, это очень приятно. В доме стало заметно теплее. Да и глядя на красивое окно, так и хочется поставить цветочки.

Общим собранием жильцов было принято решение платить за коммунальные услуги через Городскую управляющую компанию (хотя за горячее водоснабжение приходится оплачивать пока в Энерго­сбытПлюс). Как показало время, это был правильный выбор. УК отстаивает наши интересы перед ресурсниками. Один жилец вряд ли пойдет, допустим в ЭнергосбытПлюс, стоять в километровых очередях, чтобы ему сделали перерасчет и вернули 68 рублей, и то не факт, что ему деньги вернутся, это еще нужно доказать. А в целом по дому из 214 квартир получается внушительная сумма, и благодаря усилиям специалистов Городской управляющей компании деньги остаются на счете дома. За счет сэкономленных средств мы сделали перетрассировку труб с горячим водоснабжением и циркуляцией, изоляцию трубопровода. Тем самым исключили потери тепловой энергии в системах горячего водоснабжения.

До проведения данных работ у жильцов были проблемы с горячей водой, приходилось длительно пропускать воду до необходимой температуры. Конечно, мы возмущались, поскольку оплачивать, по сути, холодную воду по цене горячей никто не хочет. На начало следующего года запланирована замена вводно-распределительного устройства. На общем собрании жильцов было принято решение увеличить ежемесячные взносы на текущий и капитальный ремонт до 6,69 и 15 рублей соответственно. За счет средств текущего ремонта выполняем большой объем работ: в прошлом году заменили окна, отремонтировали входные группы подъездов, частично  поменяли полотенцесушители, в этом – поменяли межтамбурные двери, заменили узел учета тепловой энергии.

Людмила Королькова,
старшая по дому ул. Союзная, 89

– Мы очень довольны тем, что заочным общим собранием решили продолжать платить за коммунальные услуги через Городскую управляющую компанию, которая радеет за своих жителей и отстаивает наши права в судах (за что, к сожалению, их самих бьют). Если бы не они, мы бы вряд ли смогли вернуть деньги от ресурсных организаций за некорректные платежки.

В этом году из сэкономленных средств по согласованию с жителями на 600 тыс. рублей мы отремонтировали 4-й и 5-й подъезды, другие успели отремонтировать в прошлом году. И еще остались деньги, потратим их на замену второго лифта.

С мнением старшей по дому о качественной работе Городской управляющей компании согласны и жители дома. Вот что говорит Наталья Михайловна Тарбеева:
– Работу управляющей компании хорошо видно. На вызов специалистов сразу же откликаются, быстро и качественно устраняют неполадки. Во дворе чисто убрано. Очень добросовестные мусоропроводчики, всегда качественно убирают. Персонал, обслуживающий наш дом, очень хороший.